Печать

Форт Тотлебен («Первомайский») был заложен в 1897-м году и назван в честь выдающегося русского инженера-фортификатора графа Тотлебена. Форт не принимал участия в Первой мировой, но активно проявил себя в подавлении Кронштадтского мятежа, и уж в Великую Отечественную его орудия оттянулись по немцам и финнам в полной мере. Форт, совместно с фортом Красная горка был основой обороны Ораниенбаумского плацдарма и Карельского перешейка. На форте было установлено около 50-ти орудий калибра от 57 до 254-мм имеющих дальность стрельбы до 25 км и зенитная артиллерия.


На Тотлебене были установлены два 203-мм башенных орудия, ранее стоявших на флагмане балтийского флота – крейсере «Рюрик». Орудия перекрывали своим огнем половину Карельского перешейка и имели скорострельность 1 выстрел в 40 секунд. Кстати командующий финской армией, бывший русский офицер Маннергейм, был прекрасно осведомлен об этих орудиях, и это было одной из причин отказа от полномасштабного наступления финнов на Карельском перешейке.


В годы войны форт Тотлебен активно бомбили немцы, но особенно доставала финская батарея, спрятанная в лесу в районе нынешнего Репино примерно в 4 км от форта. На форте была сформирована диверсионная группа около 200 матросов, отправившаяся ночью по льду финского залива и имевшая задачу если не уничтожить, то хотя бы вычислить где расположена батарея. Потеряв большую часть бойцов, группа успеха не достигла…
После войны форт перевооружался, но в 1955-м году был выведен из состава флота, разоружен и, в конце концов, просто разграблен…
В настоящее время на форте находится база МЧС и дежурит суровый «комендант» Ткаченко, гоняющий оттудова всяческих козлов, имеющих намеренье намусорить, расписать стены и прочее (см. состояние брата-близнеца форта Тотлебен – форта Обручев – забит мусором под завязку, потому что там нет такого «коменданта»). Надо отдать должное энтузиазму «коменданта» - форт довольно чистый, даже организован небольшой импровизированный музей, в одном из казематов, в котором представлены предметы, найденные в процессе приведения форта в порядок.

 

Описание окружающей местности

 

Приблизительно в 30 км к западу от Санкт-Петербурга, в Финском заливе по обе стороны острова Котлин расположены искусственные острова-крепости - форты Кронштадта. При взгляде на карту они, вместе с Кронштадтом, кажутся прекрасным ожерельем, украшающим горловину Финского залива перед Невской губой. В этом месте ширина залива между Ораниенбаумом и Лисьим Носом - всего 15 км. Учитывая общую мелководность и ограниченную ширину фарватеров (особенно северного), становится ясно, какую надежную защиту предоставляли форты Петербургу от нападения вражеского флота со стороны Балтийского моря.

 

Добавьте к этому высокое качество строительных работ, традиционное со времен первого строителя фортов Петра Великого, их надежное вооружение и мужество гарнизонов - и Вы поймете, почему почти за 300 лет их существования ни один вражеский корабль не прорвался к Санкт-Петербургу, и ни разу на территорию фортов не ступала нога неприятельского солдата. Странна судьба этих крепостей. Они - за исключением первой деревянной башни форта "Кроншлот", смытой наводнением - никогда не воевали. Спустя пять-десять лет после постройки они устаревали и приходилось с тем же надрывом, разрывая жилы, строить новые бастионы. Пушки, стреляющие ядрами, сменялись пушками, бьющими пироксилиновыми снарядами; амбразуры каменных крепостей уступали место вращающимся бронированным башням. Старые форты превращались в провиантские и оружейные склады.

 

После Великой Отечественной войны постепенно было утрачено оборонное значение фортов в заливе, и было демонтировано их вооружение. Созданные за сотни лет великим трудом талантливых фортификаторов, безвестных работных людей и матросов в жесточайшей борьбе с бурями, наводнениями и ледоходами, 17 морских фортов ныне сами нуждаются в защите, как уникальные исторические и военные памятники, хотя многие из них были построены настолько прочно, что сохранились до наших дней почти в первозданном виде.

 

История форта "Тотлебен" берет начало в 1895 году, когда было принято решение о реконструкции Кронштадтской крепости. В частности на акватории Финского залива к северу от о. Котлин предполагалось возвести два новых морских форта "А" (Тотлебен) и "В" (Обручев). Форт "Тотлебен" вытянут по оси восток-запад, имеет три ярко выраженных фронтальных фаса и два усеченных фланговых фаса. Конструкция форта представляет собой сплошной двухъярусный казематированный траверс с узкими окнами в металлическом переплете. У стен - бетонные лестницы с коваными перилами. Вместо кровли плоская площадка с командными пунктами и орудийными гнездами, разделенными толстыми бетонными стенами. В центре здания аттик, на котором располагался двухглавый орел с лапами, обвитыми лавровым венком. Хотя форт "Тотлебен" был построен в начале ХХ столетия, но перестраивался до 50-х годов. На нем устанавливали новейшее для своего времени вооружение, но оно устаревало прежде, чем его удавалось применить.

 

Однако в настоящее время форт Тотелебн нельзя назвать окончательно заброшенным. В северном крыле форта еще теплится жизнь. Но на острове живет некий КОМЕНДАНТ бородатый и еще несколько добровольцев время от времени несут вахту по охране памятника фортификации. Коменданта зовут Владимир Ткаченко, он даже написал и издал книгу о фортах. Добровольцы пытаются восстановить форт, у них в жилых казематах есть что-то даже вроде музея. Но праздношатающихся посетителей они не очень жалуют. Стараются выгнать, утверждая, что форт закрыт МЧС и взят в аренду. Но если с ними нормально пообщаться, то могут и экскурсию по форту провести, но взамен просят оказать какую-нибудь помощь форту. Это может быть работа (типа дров напилить) или какой-нибудь денежный взнос. Они обитают в северной части форта, а зимой по льду можно зайти в форт с любой стороны. Так что с добровольцами несущими вахту можно и не встречаться. Но наиболее короткая тропа от Сестрорецка ведет к жилой части форта.

 

Внимание! Посещая форт в зимнее время соблюдайте осторожность! Посмотрите заранее прогноз ледовой обстановки в регионе . Также, на всякий случай (например, плохой видимости).